Previous Entry Share Next Entry
Мими. Признание в любви.
nota_ben_e

Великолепный фильм-опера Богема.
Музыка Пуччини.
В главных ролях - Анна Нетребко и Роландо Вилазон (Rolando Villazón).
Режиссёр - Роберт Дорнхельм.
В этой рецензии в бОльшей степени поговорим о психологическом анализе наших героев и их отношений, и в меньшей о бесспорно великолепной музыке.
Божественное пение - Нетребко, Вилазона и Николь Кэбелл! Великолепная драматическая игра!
1. В самом начале фильма нас знакомят с главным героем Рудольфом и его тремя друзьями. Мы словно окунаемся в их мир - условно говоря в мир богемы, где один писатель, другой художник, третий музыкант... Но, кстати, что на самом деле создают эти люди искусства?
Писатель Рудольф в первом же акте сжигает только что оконченную рукопись своей пьесы в камине только для того, чтобы согреться, так как не на что купить дрова. Вначале приятели обсуждали альтернативу - сжечь стул. Но стул жалко, вещь-то полезная. ))) А пьеса обесценивается её создателем мгновенно и летит в огонь без сожалений. К тому же всё это сопровождается довольно острыми замечаниями и шутками его друзей. Этот эпизод важная деталь, в копилку психологического портрета Героя. Затем Рудольф вроде бы садится писать статью в газету, но, судя по всему, не доводит это дело даже до середины, так как появляется Мими. Впрочем, если бы не Мими, помешало бы что-нибудь другое. В дальнейшем мы уже не увидим и намёка на что Рудольф работает, что-то как-то зарабатывает.
Марчелло - художник. Писать он не может, так как в комнате так холодно, что пальцы не слушаются. В дальнейшем он жалуется на то, что писать ему мешает образ возлюбленной Мюзетты, постоянно встающий перед глазами. В конце концов мы видим его за работой - он красит стены, чтобы хоть что-то заработать на жизнь.
Музыкант Шонар. Всё что делает Шонар - даёт уроки музыки. Один господин нанял его играть в его доме так долго, пока не издохнет ненавистный хозяину попугай. В конце концов попугай отравлен, а Шонар с деньгами победителем является в каморку к друзьям отмечать Рождество.
Это ли мир Богемы? Ну что ж, придётся поверить автору. )))
2. Главный Герой Рудольф.
Наиболее полно он раскрывается в первом действии, когда они с Мими знакомятся и каждый немного рассказывает о себе, о своей жизни. Причём эта инициатива исходила от Рудольфа. Скорее всего он придумал это вовсе не для того, чтобы получше узнать Мими, а просто чтобы потянуть время, задержать её в каморке и подобрать к ней правильную интонацию.Именно это, момент когда подобрана правильная интонация и Героиня сдаётся, мы явно слышим в музыке.
Холодная ручонка,
надо вам её согреть.
Рудольф сам говорит о себе так:
Певец любви беспечный,
горя, забот не знаю,
в мире грёз бесконечных
я гимны распеваю,
доволен сам собою...
Я мильонер душою.
Но я всё забываю,
когда глазки я вижу
прелестные, как ваши.
Явились вы нежданно,
и я восторга полон,
все мечты, все богатства
теперь для меня — лишь вы!
Я так вам благодарен.
Одно осеняет мне вежды:
луч радостной надежды!
Я открыл вам всю душу
двумя словами.

Ну что ж, и двух слов вполне хватило. )) Рудольф - нарцисс. Человек неспособный на глубокие чувства по отношению к другим, лишённый эмпатии. Человек, для которого Звёзды (ценности) зажигаются мгновенно (влюблённость с первого взгляда в случайно заглянувшую соседку Мими) и ещё быстрее гаснут, им же самим обесцениваются (эпизод сжигания пьесы). Скорее всего он позволяет Мими высказаться, рассказать хоть что-то о себе, чтобы протянуть время, чтобы женщина попривыкла к его обществу и подольше побыла с ним наедине, в романтической обстановке. Для этой же цели он идёт на уловки и манипуляции - гасит свечу, прячет от неё ключ от её же комнаты, нарушает её границы легко и непринуждённо.
Рудольф
Ты, Мими!
Останься лучше здесь со мной, мой друг, ты там озябнешь!
Рудольф
Ручку дай свою скорее!
Мими
Отказать вам не смею.
Рудольф
Она моя?
Мими
О да, твоя!
(Поцелуй.)
Мими и Рудольф
Любовь, любовь, любовь!
3. Что же говорит о себе Мими?
Зовут меня Мими,
но мне имя — Лючия.
Вся жизнь моя простая:
по шёлку я вышивать беру заказы;
розы вышиваю, фиалки или анютины глазки.
Мне нравится работа, я цветы обожаю,
их свежий аромат мне так приятен.
Они мне навевают грёзы счастья
и уносят в страну прекрасной сказки.
Вам понятно?
Я здесь живу спокойно, одиноко,
бываю в церкви редко, но всё же чту творца.
В бедной комнатке скромной
в окна моей мансарды тёмной
вижу я крыши да небо.
Но раннею весною солнце весь день со мною,
мне первой шлёт улыбку мая, сверкая.
В его лучах сплю так сладко!
Есть в комнатке свежая роза,
я её сохраняю,
я так люблю нежный запах цветов.
Как жаль, что те цветы, что вышиваю,
совсем не ароматны.
Всё, что могла, о себе я рассказала.

Мы видим портрет неискушённой девушки, старающейся изо всех сил сохранять достоинство, кропотливой работой зарабатывая себе на жизнь. Мими явно творческая натура. Она рассказывает о своей работе богатым образным языком. Для неё вышивание это не рутина, но попытка реализовать Мечту о благоухающих цветах. Это очень яркий и важный образ в её психологическом портрете. Я бы сказала, что для Мими образ цветка - это символ Женственности.
Цветок - прекрасное и гармоничное создание Творца. Цветок так же прекрасен, как и хрупок и слаб перед силами природы (в столкновении с реальностью). Кроме того - цветок должен расцвести. Иными словами женщиной надо стать. И помогает в этом Мужчина, на которого можно было бы опреться, который будет её оберегать на этом Пути. Она ищет такого мужчину, который отнесётся к ней бережно, хотя бы временно защитит её от невзгод и не изломает, пока она не станет женщиной, пока не повзрослеет и не окрепнет настолько, чтобы дальше пуститься в плавание по морю реальности самостоятельно.
Благоухающий цветок - ещё более обогащает этот образ Женственности. Аромат Цветка - это то как претворяет реальность подлинная Женственность. Женственность не строит мосты и корабли, не куёт сталь и не сколачивает мебель. Женственность - создаёт Атмосферу! Она вдохновляет мужской реальный Мир на созидание во имя Женственности! Вот о чём её Песня!

У пронзительного художника Филонова есть такая картина - Девушка с цветком. Где на фоне военных ужасов мужского мира изображена чистая (буквально - "незакрашенная") девушка с маленьким голубым цветком в поднятой руке, как знамя. Как её Знамя, знамя Женственности. Как единственное и самое ценное, что она может предложить больному мужскому миру для Исцеления.
Пожалуй, это хорошая иллюстрация для отношений главных героев в опере Богема.
4. Интересен образный ряд всей сцены знакомства - Мими ищет огня для своей свечи, а затем оба героя вместе ищут ключ для комнаты Мими. Ключ и замок, так же как свеча и огонь, символы соития. Оба героя как бы ищут Решения своих проблем в сексуальных отношениях. Только вот найдут ли?
Положа руку на сердце, я бы сказала, что наши герои вляпались в любоффь. С одной стороны - соблазняющий поверхностный нарцисс, привыкший добиваться своего немедленно и без борьбы и обязательств. С другой - романтичная неопытная девушка, которая повелась на первого попавшегося ловеласа. И мы, зрители и слушатели, уже понимаем, что ничем хорошим эта история закончится не может. ))
Встреча влюблённых происходит на фоне праздничной суматохи перед Рождеством. Сама обстановка необычна, наполнена атмосферой новогоднего Чуда, праздника. Все чувства обострены, краски кажутся ярче, а запахи и вкусы острее.
Как будто бы весь мир празднует Любовь и тем, кто отважился на это Путешествие дарит подарки - появление Парпиньоля с новыми игрушками для "детей". Впрочем реплика Парпиньоля в музыке звучит несколько трагично - Едет с игрушками сам Парпиньоль!
Тоже показательный эпизод - дети окружают Парпиньоля с игрушками, которые захватывают их воображение, и наперебой начинают просить для себя новые игрушки - Пушку мне купить прошу! Однако Женщины (здесь некий символический собирательный образ) пытаются унять энтузиазм детей -
Женщины (к детям)
Ступайте прочь, вам нечего здесь делать!
Прочь, сейчас же все домой, не то смотрите,
накажем так, что будете вы помнить!
Все по домам! Не то вам плохо будет!
Сейчас же идите спать, не то смотрите, накажем!

Женский мир как бы предупреждает детей-влюблённых, что Любовь это не игрушка. И безоглядное увлечение яркими эмоциями и новизной может повлечь за собой серъёзные последствия, Наказание (Господне, если речь идёт о Рождестве))

5. Пропустим сцену соблазнения Марчелло Мюзеттой и сразу перейдём к сцене у заставы.
О, какая символичная картина обрисована здесь!
Как обычно случается, праздник заканчивается и начинаются будни, с их повседневными заботами, рутиной, выполнением обязательств. Будни, где неуместны высокопарные фразы и обещания, но требуется неумолимое выполнение всех договорённостей, обязательств. Ограда заставы, у которой стоят стражники (солдаты и таможенный сержант) - яркий символ изменения статуса отношений между мужчиной и женщиной.
Застава с охраной и железной оградой - это чёткие правила, прописанное наказание (недопуск или изгнание за пределы) за несоблюдение правил, это проверка (документов, проносимого багажа, личности, зрелости), это неизвестность (пропустят-не пропустят). Это - Переход.
За оградой - есть тепло, надёжность, устоявшиеся правила и отношения, практическая польза (работа для Марчелло и Мюзетты), некая уверенность в будущем, и ощущение общности, принадлежности к неким общепринятым Ценностям. Туда, в это (относительно) надёжное будущее не пропускают кого попало! Пропускают дворников, чтобы "мести". Этот образ символичен. Чтобы начать что-то новое, нужно смести старое. Пропускают молочниц и торговок на базар. А Мими пропустили только на минуту, повидаться с Марчелло. Она - непропускная, ей там делать нечего. Почему? Она нарушила Правила, вступила в отношения до того, как стала взрослой и обговорила все обязательства с мужчиной, поступила необдуманно, незрело, под влиянием импульса, а не разума. Она смотрится здесь, на заставе, как попрошайка, нищенка (разбазарившая свои женские Ресурсы). Она ещё должна продолжить проходить Уроки жизни на звание зрелой Женщины. Короче говоря - она облажалась. ))

6. Оказавшись на чужой территории, Мими встречает Марчелло и рассказывает ему о том, что происходит в её отношениях с Рудольфом. Якобы тот её ревнует. Она рассказывает -

Рудольф меня обожает, и всё ж меня он покинул.
Я вижу ясно, что он меня ревнует...
Мой взгляд, улыбка, любой пустяк ему внушают ревность...
Мрачен, сердит, расстроен...
Порою ночью, думая, что сплю я,
с такой тоской душевной с меня он глаз не сводит.
Одно твердит всё время:
«Оставь меня, найди себе другого, оставь меня!»
О боже мой!..
Я знаю, говорит в нём лишь гнев, но как мне быть, Марсель, скажите!

Из этого рассказа нам ясно, что Рудольфа что-то гложет. И это не простая ревность. Очевидно, что он хочет избавится от любовницы, спихнуть её (свою отвественность) кому-нибудь другому. Мими же ведёт себя как ласковая мать или как заботливая старшая сестра - лишь бы ничем не разгневать ненароком милого мальчика. И чтобы он не гневался, Мими соглашается - расстаться надо нам. Она идёт на всё, лишь продолжать угождать своему мужчине, потакать ему, исполнять всё, что он говорит. Но она сама вовсе не хочет расставаться! И не может заявить об этом открыто, боится противоречить любимому. Она боится разрушить тот образ молчаливой мимишной возлюбленной, на который он купился.
Марчелло рассказывает нам, что Рудольф здесь, зашёл погреться у чужого камелька. Он тоже явно не на своей территории. Чем плоха своя территория? Тем, что там он должен нести за неё полную отвественность. А здесь - можно отдыхать, спать.
Мими прячется и подслушивает разговор друзей - Марчелло и Рудольфа.
Нарцис Рудольф прямо обесценивает свою возлюбленную (чтобы ему было легче сбросить с себя бремя отвественности за неё и обязательств). Он буквально готов смешать её с грязью -
(с горькой иронией)
Мими в душе кокетка, и видел я нередко:
пошляк ничтожный, глупец последний скажет нежное слово, —
она довольна и слушать всё готова, точно он ей признаньем сделал честь.
Вобщем-то ирония состоит в том, что на самом деле, сам того не ведая, Рудольф говорит о самом себе. О том, что наивная Мими доверилась именно ему - ничтожному пошляку и бездельнику.
И, честно говоря, именно на этом месте и заканчивается одна история Мими и Рудольфа, история реальных отношений.
Однако - начинается совсем другая, сказочная история их романтичной любви. ))) Очень забавный драматургический приём! Это выглядит так, как будто автор слишком увлёкся повествованием реальных событий. Но кто-то толкнул его под руку - Эгей! Не увлекайся! Публика ходит в оперу, чтобы насладиться "красивыми" эмоциями, а не смотреться в неприглядное зеркало! ))))

7. Резкий поворот на 180 градусов происхоит прямо здесь, мгновенно.
Марчелло словно пропускает мимо ушей объяснения нарциса и, словно подсказывая правильный ответ Герою, ещё раз спрашивает - (заглядывая Рудольфу в глаза)
Хитришь со мной? Ты мне правду скажи.

И - опля! Перед нами новый Герой, влюблённый, страдающий Рудольф с прекрасной отмазкой на все времена!
Да, это так. Да, ты прав.
Напрасно я скрываю, почему я страдаю.
Да, я люблю, и жизни всей дороже она мне!
Но... но мне страшно. Да, да, мне страшно!
(Мими прислушивается.)
Болезнь Мими так опасна, я ж помочь ей не в силах.
Страдаю я, но надо нам расстаться.

8. Мими в это время - прислушивается. ))) и ...принимает правила игры. Она - смертельно больна. Она - жертва, бог знает чего, только не Рудольфа!
Остроумное решение проблемы устроило всех! )))
Рудольф нагнетает обстановку - Трудно дышать бедняжке, с каждым днём ей всё хуже,
и я знаю, знаю: близка развязка...

Мими должна умереть!
Мими подхватывает -
Боже! Боже! Всё погибло безвозвратно!
Всё погибло! Умереть должна, спасенья нет!

9. На самом деле вариантов развития событий может быть множество. Но герои оперы словно сами выбирают для себя своё решение. Нам, зрителям и слушателям, тоже предъявляется альтернативный вариант развития этих отношений на территории Заставы, на территории взаимных обязательств. Это показано в сцене квартета, а точнее - двойного перекрёстного дуэта Мими и Рудольфа, и Марчелло и Мюзетты.
С одной стороны мы видим "сказочную", идеальную Любовь (Весна нам вернёт надежды наши вновь!). А с другой - отчаянно ссорящихся и разрывающих отношения любовников в очень реалистичной манере (Ты уходишь? Очень рад я: надоело мне всё это.) О том что это альтернативная версия нам подсказывает причина разрыва Марчелло и Мюзетты - ревность. Как мы помним именно ревностью объясняли и Мими и Рудольф проблемы в их отношениях в самом начале сцены.
О том, что мы с вами уже находимся на территории не реальных событий и образов, а "сказки", говорят реплики -
Мюзетта    -   Дьявол!
Марсель    -  Ведьма!
)))))))))))))
10. В заключительной сцене интересны два символа, женский и мужской, - серьги Мюзетты и плащ Шонара, который он продаёт, чтобы собрать хоть немного денег, чтобы облегчить страдания Мими на смертном одре.
Мюзетта - Продай серьги, достань скорее лекарства, доктор ей нужен.
Серьги - женское украшение, фетиш. Это что-то что привлекает мужчин, что-то что помогает нравится, что-то что отличает женщину от мужчин, и кокетливую женщину от равнодушной и\или состоявшейся женщины. Иными словами, женщина надевает серьги - значит хочет нравится, хочет выделяться среди других женщин (эго), значит поддаётся мужскому влиянию, значит может быть зависима от мужчины. На смертном одре всё это уже неактуально. Эго первым приносится в жертву.
Плащ - символ мужского статуса в обществе. Такой ложный символ благополучия. Продать плащ ради умирающей женщины означает отречься от ложно эго самого Героя, отринуть лишнее и извлечь, наконец, Урок - позаботиться о другом, а не о себе, позаботиться о женщине.
К сожалению, трансформация происходит чужими руками. Сам Герой по-прежнему палец о палец не ударил, чтобы фактически начать решать "проблему".
Интересен ещё один символ - расставание Мюзетты с меховой муфтой для умирающей Мими (которую она выдаёт за последний подарок Рудольфа).
Меховая муфта - символ женского лона. В муфте Мими обсессивно хочет согреть руки, найти для себя Решение в своей сексуальности. Холодные, слабые руки - символ беспомощности, слабости, невозможности что-то изменить самой. Символ смерти. Мюзетта будто угадывает это. Но любезно спасает ничтожность Рудольфа и говорит Мими, что это его подарок, будто это он заботится об умирающей. Женственность снова вынужденно подменяет слабую мужественность, служит подпоркой. И тем самым - обманывает как бы сама себя, женщина обманывает женщину, чтобы сохранить для всех в картине ложный образ мужественности, заботящейся и "согревающей". Именно эта тема, согревающая мужественность, звучит в опере с самого начала - Возле вас тепло мне!

11. Осталось только сказать несколько слов о потрясающей сцене в финале -
...монолог Мими, последнее признание в любви.

Мы одни здесь?
(Рудольф утвердительно кивает.)
Я спящей притворилась, мне хотелось с тобой одним остаться.
Тебе сказать хотела я так много, нет, не много,
одно сказать должна я, но оно, точно море, бесконечно...
Ты — любовь, ты жизни мне дороже,
счастье моё ты, мечта и радость жизни!

Только здесь экран становится чёрно-белым. А Героиня "произносит" его, молча. (Нетребко сыграла его "лицом" просто замечательно!) Смотреть это без слёз просто невозможно! Потому что каким-то чудесным образом именно здесь и происходит Контакт между Героями! И раскрывается суть их отношений, они смотрят друг другу в глаза, они ВИДЯТ друг друга, хотя бы на краткий миг. Именно здесь ничто больше не имеет значения." Либо мы встретимся сейчас, либо уже никогда!"
(честно говоря, невозможность совместного будущего сильно облегчает задачу для нарцисса. Войти в Контакт без обязательств на несколько мгновений гораздо легче.)
Нетребко и Вилазон необычайно гармоничный вокальный дуэт!!! Они Художники, которых соединила та самая Великая Сила Искусства! Но, к сожалению или к счастью, не личные отношения. Но этот Нерв, он звучит в каждой ноте! И придаёт их дуэтам некоторую ...горечь, терпкость, цепляет за живое, никого не оставляет равнодушными!

12. Мими умирает. И заканчивается музыка. Герои обмениваются разговорными репликами. И уже практически крик Рудольфа - Мими!!! Мими!!! - провожает Героиню в холодную серую бездну Одиночества и Тишины.
в которой, возможно, она и пребывала всё это время?..

NotaBene



?

Log in