Previous Entry Share
я так люблю тебя, что ненавижу. кино.
nota_ben_e

Фильм Это всего лишь конец света.

Искусство любит нам рассказывать о Путешествии Героя. Но этот фильм расскажет о том, чем такие путешествия для Героя заканчиваются. И действительно, всё имеет значение, когда речь идёт о нас самих. И это кино о том, о чём не принято говорить, о той части нашей личной истории, которая не оставляет никакой надежды на дальнейшее развитие сюжета. И потому именно этой части никогда не бывает в сказках.

Но это - сказка. Мне кажется это именно сказка. Сказка на ночь, которую Герой рассказывает сам себе. Неудачная попытка сочинить "как всё могло бы быть, если бы..".


В первой сцене мы видим поездку героя в такси. И именно это - и есть его настоящая жизнь, где-то там, где он есть. Он - едет, и наблюдает. Наблюдает как мимо проносятся картинки из других жизней, где из даже случайного жеста, взгляда, может развернуться драма или комедия. По воле автора, того кто пишет, кто описывает. Наш герой именно такой - он автор, драматург. )) Драматург, который предпочёл не проживать свою личную драму самому, а стенографировать чужие. Его образ в такси размыт и непроявлен. И это, наверное, качество хорошего профессионального драматурга. Это своего рода талант - непредвзятое наблюдение, хроническое неучастие в самой жизни.

Что же заставило героя сочинить напоследок для себя именно такой сюжет - возвращение блудного сына? Он подошёл к той черте, за которую невозоможно перешагнуть, не узнав самого себя по-настоящему. Именно сейчас он должен, наконец, проявиться, узнать КТО же он на самом деле, и КАК ему надо уходить и из этой роли.

Он помещает себя, как любого другого героя своей пьесы, в камерное пространство "отчего дома", которое наполняют и другие персонажи, призванные отражать ему самого себя, которые "расскажут" ему о самом себе старую и добрую, утешительную историю. Реальные ли это близкие, или всего лишь вымышленные - кто знает.

Кто же нужен, чтобы утешиться? Мать, младшая сестра, старший брат и невестка.

Персонажи получаются скорее гротескными, чем настоящими, живыми. (может быть у героя никогда и не было настоящей семьи?) Мать, раскрашенная "как канарейка".



Сестра, которая изо всех сил пытается его отогреть хоть немного.



Старший брат, который жёстко конкурирует с новоприбывшим на его территорию.



И невестка - образ молодой женщины, которая словно какая-то несбывшаяся возможность, какая-то ..ненаписаннаю история, которую уже никто никогда не узнает.



Недостаёт отцовской фигуры. А жаль. Потому что такой образ мог разрушить эту идилию обеда с привидениями, и стянуть нашего автора в самую что ни на есть реальность. Вполне возможно, что автор пьесы ошибся именно в этом, в выборе персонажей для последнего акта. Вместо всех - нужен честный разговор всего лишь с одним, единственным. Впрочем, образ отца всё-таки присутствует, призрачный и почти стёршийся из воспоминаний. Как призрак отца Гамлета.))

Что же происходит? Да ровным счётом ничего. Назвать бесконечные перепалки привидений между собой взаимодействием язык не поворачивается. Здесь есть только одно настоящее - переживания главного героя. И ещё более настоящими они становятся при воспоминании о прошлом, о том времени, когда жизнь "ещё была". Когда были "мама молодая, и отец живой". И тогда - всего было достаточно, тогда мир был в полном порядке. А потом, потом... что-то случилось. Что-то разрушилось, непоправимо и навсегда.

- Случилось что-то ужасное, плохое. Предательство, или убийство. - что же случилось мы не узнаем. Об этом слишком больно говорить.

Но можем ли мы навсегда проститься со своим прошлым? Возможно ли по-настоящему отпустить свои собственные воспоминания о Любви, как птичку из клетки? "Кому дана такая сила, тот небывалый человек." - как сказал другой драматург Лопе де Вега.

Как в любом театре, спектакль начинается ....с третьего звонка. )) Часы, часы с кукушкой.



Ку-ку - бесстрастно проговаривает механическая птаха, и.... - открывается занавес! ))) Автор пьесы собственной жизни был профессионалом, и потому хорошо усвоил старый добрый чеховский принцип, про ружьё. ))) Здесь - это часы с кукушкой. Символ времени, символ чего-то конечного, что нужно успеть, успеть превратиться в настоящего, как Золушке на балу. И если кукушка сказала ку-ку один раз, она и оповестит об окончании представления. И занавес опустится.

Последняя кульминационная сцена очень и очень хороша во всех смыслах. И очень печальна. Режиссёр сумел рассказать нам о подлинной драме без пафоса, простыми, доходчивыми средствами. И не перегружая картинку символами.

Начаинается она с реплики брата - Пьер недавно умер, от рака. Твой Пьер. Ладно, пора идти. Нас - ждёт десерт!

Впрочем, куда же без них, без символов? Последняя сигарета... как последний патрон, оставленный "для себя".

- Хочешь покурить?



Одна, последняя сигарета - на всех.





Закуривают сестра и оба брата одновременно. И мы понимаем - вот оно, сейчас начнётся, "сеанс разоблачения".

Пепел, пепел... Всё то немногое, что осталось, превращено в пепел, в ничто... Горький дым сожаления и боли о непрожитом зрители фильма чувствуют через экран. Уже здесь в конце своей истории, когда время и силы на исходе, автор уже не может приукрашивать свой образ. Уже нет. Нет смысла. Уже не важно во что он одет, какая у него причёска и видны ли слёзы на глазах. Он - проявился, вполне. Теперь - мы видим его настоящего, живого. Какая горькая ирония.

Герои к концу пьесы, по мере расходования сил автора, будто оживают, наполняются своими индивидуальными чертами, хотят ближе познакомится друг с другом. Зляться на него - Он в нас не нуждается! Хочет быть подальше. Даже когда он сидит в гостинной, он далеко.А жизнь просто продолжает идти своим чередом, как ни в чём не бывало.

- Как в книгах!

- Ты ещё не понял, что мы тебя любим? Думаешь, мы не понимаем? Можешь эту фразу вставить в какую-нибудь пьесу.

Ожившие персонажи будто хотят прорваться, достучаться до автора, сказать ему что-то важное или понять.

- Не понимаю. - говорит сестра, и брат подхватывает - Думаешь ты одна не понимаешь? В любом случае никто ничего не понимает. В этом и прелесть. Всё почти закончилось. - Вот как? Почему?

Какая разница - почему, когда на часах уже без четверти. (( А значит - пришла пора прощаться. Со всеми и с самим собой. Кого автор любил больше - себя, или тех, других?

Отыграв свои роли, персонажи свободны, и выходят из дома. Впрочем, это уже и не дом, а словно гроб, склеп, в котором придётся остаться совсем одному, и куда всегда плотно прикрывают вход.

- Всё кончено. В следующий раз ...подготовимся лучше...

Герой издаёт последний вздох и смотрит на наручные часы, пора отправляться. И кукушка обявляет нам, зрителям, что спектакль окончен. Вот только.... птичка вылетает и мечется по замкнутому пространству. Душа ли это того, кто всё это создал, или его маленькое бедное сердце? К слову сказать - именно эта сцена действительно проникает очень глубоко, потрясла меня своей простотой и ..неотвратимостью.

Герой уходит в свет, почти так же как и появился здесь в начале. На ковре - умершая маленькая птичка. В драматургии это важно - Послание, которое ты так или иначе должен оставить тому, кто придёт после тебя. Эдакая туфелька Золушки, как предостережение будущим принцессам и принцам. Ещё мне вспомнилась заключительная сцена с вазой с апельсинами из фильма Короткие встречи Муратовой.

Занавес.

- Ты можешь быть несчастной, если тебе так удобней. Но лучше - будь счастливой!

- Легко сказать!

- Я знаю, что ты не вернёшься.


NotaBene

?

Log in